четверг, 4 июня 2015 г.

Русские писатели в Дагестане

Михаил Юрьевич Лермонтов очень любил Кавказ, воспевал его красоту в стихах и прозе, а также запечатлел её в своей прекрасной живописи.
Самое знаменитое стихотворение о Дагестане, написанное им, - "Сон" ("В полдневный жар, в долине Дагестана..."):



В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я,
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины,
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня - но спал я мертвым сном.

И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.

Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена,

И снилась ей долина Дагестана,
Знакомый труп лежал в долине той,
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.
Оно было написано в 1841 году, незадолго до гибели Лермонтова.

Что касается дагестанской темы в живописи Лермонтова, то прежде всего это, конечно, "Перестрелка в горах Дагестана".


В Дербенте жил и творил писатель-декабрист Александр Бестужев (Марлинский), переведённый в Дагестан из Якутии.

О незаурядном даровании писателя свидетельствуют строки, посвященные Дербенту:
«… Заря ахнула от изумления, взглянувши на него впервые: это был поток камней и грязи с трещина­ми вместо улиц, которых сам почтенный строитель не ра­спутал бы среди бела дня. Все дома родились слепыми, все их черепа были расплюснуты под адской пятой, все они пищали от тесноты, ущемленные между двух высо­ких, длинных-предлинных стен. Все вместе походило, одним словом, на огромного удава, который под чешуей до­мов растянулся с горы на солнышке и поднял свою зуб­чатую голову крепостью Нарын, а хвостом играет в Каспийском море».
Судя по фотографиям, Бестужев-Маринский был прав.

Хотя насчет дракона - это, конечно, преувеличение.
О Дагестане писал и Лев Толстой.
Дербентом восхищался знаменитый француз-романист Александр Дюма, путешествовавший по России.
Наверняка, мы многого не знаем, и среди  писателей и поэтов, прославивших Дагестан, есть ещё много замечательных имен.




Комментариев нет:

Отправить комментарий